pivzavod.su -

купить или арендовать online
+7 (495) 545-21-33 support@site.su
  • Домены совпадающие с pivzavod
  • Покупка
  • Аренда
  • pivzavod.su
  • 18 334
  • 183
  • Домены с переводом, содержащими pivzavod
  • Покупка
  • Аренда
  • пивзаводики.рф
  • 70 000
  • 700
  • пивзаводы.рф
  • 70 000
  • 700
  • Рекомендуемые домены
  • Покупка
  • Аренда
  • 3000.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • авиа.su
  • 25 834
  • 259
  • авиа.рф
  • 900 000
  • 9 000
  • азбука.su
  • 10 000
  • 100
  • активность.рф
  • 50 000
  • 500
  • алиментов.рф
  • 70 000
  • 700
  • алло.su
  • 21 667
  • 467
  • алмазов.рф
  • 70 000
  • 700
  • анатомии.рф
  • 50 000
  • 500
  • архитектуры.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • ассортимент.su
  • 17 500
  • 175
  • банан.рф
  • 300 000
  • 3 000
  • баскетбол.su
  • 13 334
  • 134
  • батарейка.рф
  • 450 000
  • 3 500
  • бег.рф
  • 250 000
  • 2 500
  • бедно.рф
  • 50 000
  • 500
  • бетонное.рф
  • 70 000
  • 700
  • бетонные.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • биржу.рф
  • 70 000
  • 700
  • богатырь.su
  • 10 000
  • 100
  • болт.su
  • 10 000
  • 350
  • босоножки.su
  • 10 000
  • 350
  • бочка.su
  • 10 000
  • 350
  • бренды.su
  • 21 667
  • 217
  • бронь.su
  • 10 000
  • 100
  • бумажная.рф
  • 70 000
  • 700
  • бухгалтерии.рф
  • 200 000
  • 2 000
  • бухгалтерия.su
  • 13 334
  • 134
  • ведения.рф
  • 50 000
  • 500
  • вентиляцию.рф
  • 70 000
  • 700
  • вентиляция.su
  • 17 500
  • 175
  • верные.рф
  • 50 000
  • 500
  • визовое.рф
  • 50 000
  • 500
  • властелина.рф
  • 70 000
  • 950
  • влюблённые.рф
  • 70 000
  • 950
  • волейболы.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • вора.рф
  • 70 000
  • 950
  • выигрывай.рф
  • 70 000
  • 950
  • вылет.su
  • 10 000
  • 350
  • вяжем.рф
  • 70 000
  • 950
  • вяжите.рф
  • 50 000
  • 500
  • гнёзда.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • голодные.рф
  • 100 000
  • 1 250
  • гольфы.рф
  • 250 000
  • 2 500
  • гормоны.рф
  • 70 000
  • 950
  • горшок.рф
  • 200 000
  • 2 250
  • грамота.su
  • 13 334
  • 450

История российской дефектологии

{{викифицировать}} {{rewrite}} История дефектологии как научной дисциплины и общественной практики начинается в середине 19 века и напрямую связано со становлением [[Земство|земского движения]] в России. Тем не менее, несмотря на то, что уже в первой половине XIX в России уже существовали училища для глухонемых, слепых, а также начинали появляться первые медико-педагогические учреждения для умственно отсталых, в стране практически не велось научных исследований, посвящённых изучению природы (физиологической, психологической, социальной) детей с отклонениями в развитии. Своеобразие развития детей с отклонениями приводило педагогов к пониманию необходимости привлечения знаний других наук о человеке и его деятельности. Огромный импульс для своего развития дефектология получает после [[Октябрьская революция|октябрьской революции 1917 года]] и прихода к власти правительства [[Большевизм|большевиков]]. ==XIX век - начало ХХ века == Зарождение дефектологии в России связано с деятельностью выдающегося французского тифлопедагога [[Гаюи, Валентин|В. Гаюи]]. [[Феоктистова, Валентина Александровна|В.А. Феоктистова]] пишет: «Начало систематического обучения слепых в России и развитие отечественной тифлопедагогики относится к концу 70 – ых г. г. ХIХ века. Но первый опыт обучения слепых детей возник уже в начале ХIХ века» .<ref>Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М.,1981.- С. 6.</ref> В первой половине ХIХ века в обучении и воспитании глухонемых также произошли определённые изменения. При непосредственном участии В. Гаюи было открыто в 1806 г. Училище для глухонемых; в 1817 г. было открыто Варшавское училище; в 1843 г. в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек. Появились первые труды по обучению и воспитанию глухонемых детей: работа В.И. Флери (1835) и работа Г.А. Гурцева (1838). А.И. Дьячков следующим образом характеризует цели, которые преследовались обучением и воспитанием глухонемых в первой половине ХIХ в.: «… воспитание глухонемого ребёнка для участия в трудовой деятельности на основе развития его умственных и нравственных способностей» .<ref name=autogenerated1>Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. Историко-педагогическое исследование.- М.,1957.- С. 128.</ref> Как отмечает А.Г. Басова, обучение в училищах было платное и, несмотря на то, что имела место тенденция увеличения числа учащихся в Петербургском училище, тысячи глухонемых детей продолжали оставаться безграмотными. Учреждения для умственно отсталых появились позже других. Как отмечает Х.С. Замский: «Первое в России учреждение для умственно отсталых детей было открыто в 1858 г. в Риге доктором Фридрихом Плятцем – лечебно–педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов» .<ref>Замский Х.С. История олигофренопедагогики.- М.,1980.- С. 243.</ref> В первой половине ХIХ века проблемы помощи умственно отсталым интересовали в основном психиатров. Соответственно, им оказывалась только медицинская помощь. Итак, можно сделать следующие выводы: 1.в России появилось небольшое число учреждений, в которых занимались вопросами лечения, обучения и воспитания названных категорий детей; 2.большая часть таких детей не были охвачены специальным обучением; 3.уровень научных знаний в области изучения, воспитания и обучения названных категорий детей не позволяет говорить о наличии научно обоснованного подхода; 4.систематизируются отдельные методы и приёмы коррекционного воздействия, особенно активно и плодотворно в области обучения и воспитания глухонемых детей. Во второй половине ХIХ века произошли значительные изменения в воспитании и обучении этих трёх категорий детей. Это было связано с глубокими социально-экономическими изменениями в жизни страны: освобождение крестьян от крепостного рабства. Существовавшая система образования, ориентированная на воспитание и обучение небольшой части населения, уже не могла удовлетворять потребностям общества. В связи с этим произошла реформа образования. Она привела к ряду положительных изменений в образовании, среди которых можно назвать развитие сети воскресных школ для взрослых, доступность образования для всех слоёв общества, попытка установления общественного контроля над образованием, разрешение органам местного самоуправления, общественным и частным лицам открывать новые начальные училища. Эти изменения коснулись и воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Расширилось число учебных заведений и контингент учеников. В обществе всё чаще стали подниматься вопросы об общественном воспитании детей с отклонениями в развитии. Как уже отмечалось ранее, глубокую разработку проблемы общественного воспитания и гуманизации образования получили в трудах К.Д. Ушинского. Именно он глубоко научно проанализировал и сформулировал дальнейшие пути развития отечественного образования и педагогики как самостоятельной научной отрасли. Вторая половина ХIХ века и начало ХХ века являются важным этапом в развитии обучения и воспитания рассматриваемых категорий детей. Как отмечает Н.Н. Малофеев, именно в этот период складываются национальные научные школы сурдо-,тифло– и олигофренопедагогики, начинают подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации. В монархической России всё воспитание детей с отклонениями в развитии было общественным. Как известно, не было ни одного государственного образовательного учреждения для таких детей. Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями слуха и зрения указывают К.К. Грот, Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий. Г.Г. Дикгофу и К.К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века. «Деятельность Грота и Дикгофа по организации обучения слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной потому, что к концу XIX в. в России изменилось отношение государства и общества к слепым. … набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование. В таких условиях [[Попечительство императрицы Марии о слепых|Попечительство о слепых]] [[ВУИМ]] сумело открыть более двух десятков учебных заведений» . В работе А.И. Дьячкова отмечается, что изменение отношения общества к образованию позволило улучшить состояние образования глухонемых. Он пишет: «Во второй половине XIX в. под действием изменившихся социально-экономических условий в России… произошли изменения в социальном составе учащихся училищ для глухонемых: принимались дети ремесленников, крестьян и рабочих» .<ref name=autogenerated1 /> Необходимость общественного образования для детей с умственной отсталостью отстаивают организаторы немногочисленных медико-педагогических учреждений для умственно отсталых детей: [[Грачёва, Екатерина Константиновна|Е.К. Грачёва]], Е.Х. Малеревская, И.В. Малеревский. Идея общественного образования детей с отклонениями получает значительное развитие в начале ХХ века в трудах многих учёных, отмечается невозможность решения проблем образования таких детей без участия общества. Известный специалист в области изучения и воспитания умственно отсталых детей П.И. Ковалевский указывает на недостаточность той помощи, которую оказывают общественные учреждения умственно отсталым детям. Выдающийся организатор учреждений для детей с отклонениями в развитии В.П. Кащенко отмечает крайнюю важность образования для дефективных детей. По его мнению, они нуждаются в образовании даже больше, чем нормальные. «Дефективный ребёнок уже вследствие одного своего недоразвития должен быть опекаем и оберегаем также, если не больше, чем его счастливый товарищ; … весьма важно для успеха дела, чтобы дефективный находился в приспособленном для него заведении, где к его услугам и специальные методы и специальный режим» .<ref>Кащенко В.П. Общество, школа и дефективные дети//Дефективные дети и школа: Сб. статей/ Под. Ред. В.П. Кащенко.- М.,1912.- С. 6.</ref> Крупный специалист в области изучения и обучения глухонемых детей М.В. Богданов-Березовский отмечает, что пренебрежение общества по отношению к воспитанию глухонемых наносит ему экономический урон. «В самом деле, обществу пора понять, что, пренебрегая обучением глухонемых, оно лишает себя сотни тысяч хороших, честных работников... Следовательно, пренебрегать глухонемыми с общественной точки зрения и не умно и не выгодно» .<ref>Богданов-Березовский М.В. Положение глухонемых в Росси: с обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых.- СПб.,1901.- С. 14.</ref> Известный исследователь умственно отсталых детей и организатор их обучения [[Трошин, Григорий Яковлевич|Г.Я. Трошин]] отмечает необходимость воспитания ненормальных детей, выдвигая проблему ненормальности у детей как важнейшую общественную проблему, при решении которой надо руководствоваться гуманными соображениями. «По нашему мнению, если бы ненормальных детей было не 2%, а в 10 и даже в 100 раз меньше, всё-таки они заслуживали бы внимания; ценна не цифра, а ценен сам человек, как личность, и наши обязанности к нему. Надо помнить, что детская ненормальность составляет в громадном большинстве случаев продукт ненормальных общественных условий, борьба с нею составляет обязанность общества, а степень участия к ненормальным детям является одним из показателей общественной благоустроенности» .<ref>Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Т. 1. Процессы умственной жизни.- Петроград,1915. – С. XV.</ref> Ряд известных тифлопедагогов отмечают необходимость общественного образования для слепых. Указывая, что для слепого образование имеет ключевое значение, К.Ф. Лейко пишет: «Только рациональное воспитание и обучение могут сделать слепого гармонически зрелой личностью, способной к практическому выполнению своего гражданского назначения» .<ref>Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М.,1981.- С. 17.</ref> А.Н. Колубовский пишет о необходимости решения обществом проблемы образования слепых: «… обучение для слепого нужнее, чем для зрячего, и всеобщее обучение слепых является одной из ближайших задач, которые в настоящее время должны ставить себе правительство и общество» .<ref name=autogenerated2>Там же</ref> Как видно из анализа работ, учёные и педагоги-практики подчёркивают значение общественного характера образования для разных категорий детей с отклонениями в развитии. Они вкладывают в общественный характер образования тот же смысл, что и [[Ушинский, Константин Дмитриевич|К.Д. Ушинский]]. Общество должно играть ключевую роль в образовании, целью которого является подготовка полезного члена общества. Исследователи отмечают, что общественный характер образования позволит решить как социально-экономические проблемы, так и проблему гуманизации, поскольку при правильно организованном образовании детей с отклонениями в развитии, они перестанут быть обузой для общества, требуя постоянных денежных вложений и не отдавая ничего взамен. Значительно уменьшится их число среди правонарушителей: попрошаек и преступников. Образование детей с отклонениями позволит решить проблему гуманизации отношений в обществе, поскольку многие люди с психофизическими нарушениями получат в той или иной степени возможность стать полноценными членами общества. Утвердившаяся в начале ХХ века мысль об общественном характере образования детей с отклонениями в развитии получила реализацию в обучении и воспитании разных категорий детей. Появилось значительное, по сравнению с прошлым, число учебных заведений для таких детей. Снизилось количество учреждений, где осуществлялось только призрение и отсутствовало воспитание. В результате деятельности М.С. Морозова, М.П. Постовской, Н.П. Постовского, Г.Я. Трошина и др. удалось организовать новый социальный институт – вспомогательную школу и вспомогательный класс. Это позволило отстающим детям, обучавшимся в нормальных школах, получить адекватное Набирают силу общественные учебные заведения для глухонемых детей. Н.Н. Малофеев пишет о них: «Признавая небольшие размеры и очевидную финансовую нужду многих частных учебных заведений, не стоит недооценивать темпы развития и расширения географии сети в целом» .<ref>Малофеев Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание//Дефектология.- 2004.- №2.- С. 62.</ref> Большинство организаторов и педагогов общественных заведений для детей с отклонениями в развитии, созданных во второй половине XIX – начале ХХ веков, считали важнейшей составляющей воспитания детей подготовку их к жизни. В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И.В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И.В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Подготовка воспитанников к жизни осуществлялась во Врачебно-педагогическом институте для умственно недостаточных, отсталых и нервных детей, созданном в 1904 г. в Киеве О.И. Сикорской и Е.И. Сикорской. За время существования института в нём обучалось около 50 детей от 4 до 19 лет. Воспитанники делились на старшую, среднюю и младшую группы. В каждой – по 3-4 воспитанника. Большое значение придавалось подготовке детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством трудовой деятельности в учреждениях для умственно отсталых детей под руководством [[Грачёва, Екатерина Константиновна|Е.К. Грачёвой]]. Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Известный олигофренопедагог [[Граборов, Алексей Николаевич|А.Н. Граборов]], посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников. Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В.П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы» .<ref>Замский Х.С. В.П. Кащенко (к 100 – летию со дня рождения)//Дефектология.- 1970.- № 5.- С. 79.</ref> Направленность воспитательного воздействия на подготовку детей к жизни просматривается в системах воспитания глухих детей. Это во многом связано с изменившимися социально-экономическими условиями, которые позволили принимать в учебные заведения детей крестьян и рабочих, что значительно расширило контингент учебных заведений и поставило перед ними иные задачи. Ведущими центрами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха были Петербургское и Московское училища для глухонемых. Во второй половине XIX века в них расширяется трудовая подготовка, организуются мастерские, где воспитанники учатся разным ремёслам, освоение которых в последующем должно будет обеспечить им существование. В училищах ставится задача обучить воспитанников техническим знаниям. А.И. Дьячков отмечает: «В течение второй половины XIX века цели воспитания глухонемых определяются как умственное и нравственное развитие и обучение техническим знаниям» .<ref>Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогическое исследование.- М., 1957.- С. 128.</ref> Появляются региональные учебные заведения для детей с нарушениями слуха. Несмотря на малочисленность и затруднения в их финансировании, имеются примеры удачного воспитания детей с нарушениями слуха. Особое место среди таких заведений занимает Александровское училище-хутор для глухонемых детей, организованное в 1898 году. Здесь велась активная и целенаправленная воспитательная работа по подготовке детей с нарушениями слуха к жизни. Училище-хутор состояло из детского сада и училища для глухонемых. На хуторе много земли было отведено под сад, огород, метеорологическую и биологическую станции. В училище принимались дети преимущественно из крестьянских семей. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали своё проживание и обучение. Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Оно «… по выходе же слепцов из этих заведений, поддерживает их в новой трудовой жизни, устраивает особые общежития, организуя сбыт изготовленных слепыми изделий и оказывая материальную поддержку тем из них, которые по болезни или другим уважительным причинам не могут зарабатывать на своё пропитание» .<ref>Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых.- СПб., 1901.- С. 50.</ref> === [[Сикорский, Иван Алексеевич|Сикорский]] === Одними из первых научных работ, посвящённых изучению детей с отклонениями, были исследования выдающегося отечественного учёного [[Сикорский, Иван Алексеевич|И.А. Сикорского]], который в своих трудах « … развивал идеи К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка» .<ref>Педагогический энциклопедический словарь.- М.,2003.- С. 405.</ref> Исследования И.А. Сикорского являются одной из первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке. === [[Россолимо, Григорий Иванович|Россолимо]] === [[Россолимо, Григорий Иванович|Г.И. Россолимо]] показал, что важный вопрос о детях, отсталых в умственном отношении, не являлся ещё предметом всестороннего исследования, поскольку не были объединены усилия медиков и педагогов. «Вопрос о призрении и обучении детей, отсталых в умственном и нравственном отношении, не взирая на всю свою важность, как для врачей, так и для педагогов, до сих пор в России ещё ни разу не являлся предметом специального всестороннего изучения. Эта задача посильная только общему съезду, естественным образом не ставилась педагогами; врачи со своей стороны, также обходили её в виду того, что по характеру своему, она едва ли может подлежать одной лишь медицинской науке» .<ref>Россолимо Г.И. План деятельности отдела призрения и обучения психически отсталых – детей при XII секции 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию//Труды XII секции Призрения и воспитания слепых, глухонемых и ненормальных детей 2- го. Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895-1896 г.- М.,1898.- Отдел 3.- С. 1.</ref> В своём выступлении учёный утверждал необходимость психологического обоснования педагогики. «Чем более мы удаляемся от времени схоластической педагогики, тем сильнее ощущается потребность не только в психологическом обосновании ея, но и в психофизиологической индивидуализации объекта воспитания. – Далее он показывает, что для современного педагога недостаточно знания только методов и способов обучения и воспитания, а необходимо знать закономерности психического развития ребёнка с отклонениями. – Недостаточною оказывается стереотипная педагогическая техника, и является у педагога потребность в знакомстве с устройством и отправлениями органа психической деятельности как главного материала, из которого ему предстоит лепить самостоятельную личность». Г.И. Россолимо чётко формулирует цели и задачи врача и педагога в работе с ребёнком с умственным недоразвитием. Врачу он выделяет весь отдел работы по экспериментальному медико-психологическому исследованию детей. «Определение психической индивидуальности, выявление условий организма, в которых приходится функционировать нервной системе, указание болезненных явления со стороны последней, выявление тех условий, в которые необходимо поставить ребёнка для правильного хода его развития, выделение тех способностей нервной системы, которые представляют достаточную прочность для эксплуатации с педагогическими целями, с одной стороны, и указание на болезненные недопускающие культуры стороны нервно-психической организации – с другой; наконец, устранение посредством медицинских мероприятий недостатков нервной системы там, где это возможно, - вот к чему приблизительно должна сводиться роль врача по отношению к отсталым детям, подлежащим воспитанию и обучению» <ref>Там же.- С. 4</ref>. Педагогу Г.И. Россолимо предоставляет все остальные мероприятия по обучению и воспитанию, при этом, указывая на обязательность совместной работы с врачом. «Остальное должно быть сделано педагогом, и трудно сказать, чтобы хоть в одном из подобных случаев, могло бы быть поручено представителю одной из двух профессий» .<ref name=autogenerated2 /> === Съезды по вопросам дефектологии === Потребность обсуждения проблем изучения, воспитания и обучения детей с отклонениями с привлечением целого ряда специалистов из разных областей знаний: педагогов, психологов, врачей была реализована на Втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходившем в 1895-1896 гг. Х.С. Замский называет его «первым съездом дефектологов». Вопросами изучения, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии занималась секция «Призрение и воспитание слепых, глухонемых и ненормальных детей». За исключением доклада [[Крогиус, Август Адольфович|А.А. Крогиуса]], все работы были посвящены умственно отсталым детям: затрагивались вопросы дифференциальной диагностики интеллектуального развития, методы определения умственной отсталости (Г.И. Россолимо, Н.П. Постовский), раскрыта необходимость совместной работы врача и педагога при изучении и воспитании детей в специальных учебных заведениях. Целый ряд выступлений показывает их приверженность педологическому движению. === Первые дефектологические исследования === Деятельность исследователей проходила в неразрывной связи с образованием специальных учебных заведений для разных категорий детей с отклонениями. Большинство исследований представляло собой описание результатов экспериментальной деятельности учёного или специалиста–педагога, или врача в учебных, медико-педагогических заведениях, клиниках и др. Большинство исследователей либо руководили этими заведениями, либо являлись научными консультантами, либо штатными сотрудниками. Рассмотрим, какие исследования проводились в этот период, кем и с какими категориями детей. В основном исследовались три категории детей: умственно отсталые, с нарушением слуха и с нарушением зрения. Иногда исследования проводились со взрослыми людьми, имеющими перечисленные отклонения. Среди исследователей соответственно преобладали: психиатры и невропатологи, имеющие глубокие знания в области психологии и педагогики, отоларингологи, педагоги, и психологи, занимавшиеся исследованиями той или иной категории детей. Как уже отмечалось, наиболее активно развивалось изучение умственно отсталых детей. Это было связано с многочисленными педологическими исследованиями в области интеллектуального развития ребёнка, как в норме, так и в патологии, которые развернулись в России в начале ХХ века. Целая плеяда психиатров и невропатологов проявляла значительный интерес к изучению умственно отсталых детей, причём, как патологических сторон их личности, так и позитивных – для определения возможностей компенсации. Среди исследователей необходимо назвать А.С. Грибоедова, Ф.Д. Забугина, В.П. Кащенко, П.И. Ковалевского, Е.Х. Малеревскую, И.В. Малеревского, Н.И. Постовского, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Г.Я. Трошина. Рассмотрим наиболее значительные и характерные исследования. Все эти работы можно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, в которых раскрывается зарубежный опыт изучения и воспитания умственно отсталых детей, а также формулируются положения о необходимости изучения их в России. В исследованиях, относящихся ко второй группе, приводятся методы определения умственной отсталости и результаты конкретных экспериментальных исследований умственно отсталых детей. === Зарубежные заимствования, обзоры и общие работы === Характерной работой, относящейся к первой группе, является работа известного врача, профессора, научного консультанта Петербургского приюта-колонии для идиотов – П.И. Ковалевского. В 1906 году выходит его работа «Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети). Их лечение и воспитание». В работе подробно раскрывается зарубежный опыт изучения и воспитания умственно отсталых, обращается внимание на возможность воспитания даже глубоко умственно отсталых. Автор отмечает необходимость привлечения учёных и общественности к делу изучения и воспитания умственно отсталых детей. «… но в деле воспитания идиотов требуются два элемента: доброе сердце и просвещённый ум. В деле благотворительности применялся один первый элемент и отсутствовал второй. Поэтому, естественно, здесь идиоты находили человеколюбивый приют, но не проявляли успехов в развитии» .<ref>Ковалевский П.И. Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети). Их лечение и воспитание.- СПб.,1906.- С. 174.</ref> П.И. Ковалевский считает необходимым поставить на научную основу дело изучения и воспитания детей с отклонениями. Он считает, что эта задача вряд ли может быть решена в рамках такого заведения как приют, больше приспособленного для призрения. По мнению П.И. Ковалевского, необходимо создать «институт для воспитания отсталых детей». К первой группе исследований относится и работа Е.Х. Маляревской, вышедшая в 1901 году: «Отсталые дети». В ней автор, врач и педагог, участвовавшая вместе с И.В. Маляревским в основании врачебно-воспитательного заведения для умственно отсталых детей в 1882 году, делится в научно-популярной форме своими наблюдениями за психически отсталыми детьми и особенностями их воспитания. Обращает на себя внимание то значение, которое придаёт автор проблеме раннего развития и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Основываясь на своём многолетнем опыте, автор подробно описывает этапы их развития в младенческом, раннем, дошкольном возрасте и указывает на проблемы, которые могут появляться на том или ином этапе развития. В работе педагога-практика Я. Зеленкевича «Пасынки школы (отсталые и талантливые дети)» (1909) указывается, что из-за непонимания природы детей школа подавляет личность: «Вся современная школа построена на порабощении воли ребёнка и воспитании в нём рабских наклонностей» .<ref>Зеленкевич Я. Пасынки школы (отсталые и талантливые дети): Очерк.- Мариуполь,1909.- С. 3.</ref> Автор отмечает, что из-за поверхностного отношения учителей к детям, нежелания вникать в особенности их личности усугубляются многие природные недостатки детей, что часто наносит непоправимый ущерб их психическому развитию. === Экспериментальные и клинические эмпирические исследования === Ко второй группе относятся работы представителя педологического движения Г.И. Россолимо. Сферой его научных интересов были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение Г.И. Россолимо придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Г.И. Россолимо считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке. В своей деятельности он использовал и развивал идеи К.Д. Ушинского. Как отмечает его соратник Ф.Д. Забугин: «Идеи Ушинского и Пирогова и их заветы были постоянно спутниками педагогических характеристик, диагнозов и тех мероприятий, которыми всегда провожал Г.И. своих маленьких пациентов» . Вслед за К.Д. Ушинским Г.И. Россолимо писал: «Искусство воспитания,… требует себе на помощь различные науки о человеке и в особенности те, которые занимаются душой человека не только вообще, но и на разных ступенях и в разных условиях его развития: наука о ребёнке, педология, со всеми своими атрибутами индуктивной дисциплины уже стучится в двери семейных домов и школ, апеллируя к наблюдениям родителей, заметкам учителей и данным исследования врачей, особенно врачей – знатоков детской здоровой и больной души» .<ref>Россолимо Г.И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии (с приложением таблиц для записи данных объективного исследования интеллекта): Пособие для родителей , педагогов и врачей.- М.,1909.- С. 3.</ref> Г.И. Россолимо считал, что надо создать метод изучения личности ребёнка, который бы позволял определить уровень его интеллектуального развития. Это даст возможность направлять отстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцированно подойти к умственной отсталости, выделяя в ней разные группы по степени тяжести нарушения интеллекта. Значительная работа по изучению умственно отсталых детей велась в санатории-школе, созданном известным учёным В.П. Кащенко. норм === Шуберт === Экспериментальные психолого-педагогические исследования вёл известный исследователь в области умственной отсталости, доктор философии А.М. Шуберт. В 1912 году в сборнике, посвящённом работе санатория-школы, А.М. Шуберт публикует научную работу, в которой приводит результаты своих экспериментальных исследований: «Опыт экспериментально психологического определения степени умственного развития воспитанников санатория-школы д-ра Кащенко». === [[Трошин, Григорий Яковлевич|Трошин]] === Г.Я. Трошин вёл активную деятельность, направленную на помощь детям с отклонениями в развитии. Многолетний опыт работы в школе-лечебнице для ненормальных детей, созданной им в 1906 году, позволил учёному глубоко научно изучить проблемы развития ребёнка с отклонениями. Результатом его научно-исследовательской деятельности стал фундаментальный труд «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», который он посвятил памяти К.Д. Ушинского. В своём труде Г.Я. Трошин подошёл к изучению ребёнка с отклонениями в развитии с позиций комплексного подхода, опираясь на антропологическое направление в педагогике, заложенное К.Д. Ушинским. Пути развития ребёнка с отклонениями он рассматривал с гуманистических позиций, целостно, понимая необходимость глубокого изучения физиологической, психологической и социальной природы человека с целью поиска неиспользованных возможностей для воспитания. === [[Владимирский, Андриан Владимирович|Владимирский]] === Одним из первых экспериментально-педагогических исследований глухонемых детей является работа А.В. Владимирского «Умственная работоспособность в разные часы школьного дня . Экспериментальное исследование над воспитанниками Санкт-Петербургского училища глухонемых». А.В. Владимирский был известным врачом и дефектологом, активно вовлечённым в педологические исследования начала века. С 1908 года он работал в Психоневрологическом институте под руководством В.М. Бехтерева. Позднее он руководил организованной при этом институте вспомогательной школой. === Другие === Новаторской является работа А.Н. Поросятникова «Сравнительное исследование зрительных восприятий и способности запоминания у слышащих и глухонемых детей школьного возраста (1910). Автор рекомендует следить за развитием зрительного восприятия глухонемых в учебных заведениях и развивать его как важное компенсаторное средство. Работу А.Н. Поросятникова поддержали и признали значительной ведущие сурдопедагоги того времени: Н.М. Лаговский, [[Рау, Фёдор Андреевич|Ф.А. Рау]] и другие сурдопедагоги, и отоларингологи, присутствовавшие на Всероссийском съезде по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, где были доложены результаты его исследований. Медико-педагогические исследования глухонемых детей проводили крупные отечественные учёные: профессор Московского университета С.С. Преображенский и доктор медицины, приват-доцент Военно-медицинской академии М.В. Богданов-Березовский. С.С. Преображенский считал необходимым, помимо обучения устной речи, которое было развито в то время в училищах для глухонемых, развитие у них слухового восприятия. Используя исследования многих зарубежных и некоторых отечественных отоларингологов, а также свой многолетний опыт работы по изучению и лечению глухонемых, он утверждал, что решение проблем коррекции речи у глухонемых напрямую связано с развитием слухового восприятия. «Стало быть, вопрос о поправимости глухонемоты сводится к вопросу о поправимости глухоты вообще» .<ref>Преображенский С.С. О глухонемоте и глухоте. Статья научно-популярная.- М.,1901.- С. 31.</ref> По мнению С.С. Преображенского, глухота бывает поправимой и нет, что зависит от степени тяжести поражения слухового анализатора. С.С. Преображенский отмечает, что с тугоухими обязательно надо заниматься развитием слухового восприятия. Это, по его наблюдениям, даёт значительные результаты. «Что касается до глухих вообще, то при односторонней глухоте должно обращать особое внимание на глухое ухо, упражняя его в слухе, как разговором, так и всевозможными музыкальными инструментами, закрывая здоровое ухо ватой или пальцем. То же самое следует делать и при двухсторонней тугоухости для того, чтобы не дать окончательно погибнуть остаткам слухового нерва. Такие лица отнюдь не должны избегать общества, должны посещать концерты, театры и т. п. … для упражнения слуха» .<ref>Там же- С.36</ref> Значительные клинико-педагогические исследования проводил известный учёный [[Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович|М.В. Богданов-Березовский]]. В своём фундаментальном труде «Положение глухонемых в России: с обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых» (1901 год) учёный осветил разные стороны проблемы глухонемоты в России: демография, воспитание и обучение, лечение. Работа выполнена в контексте антропологического направления в педагогике, заложенного К.Д. Ушинским, так как автор рассматривает проблемы глухонемоты с позиций разных наук: педагогики, психологии, медицины. Комплексный научный анализ данной проблемы позволяет ему наметить пути компенсации нарушения слуха, соответствующие психофизиологическим особенностям человека с нарушенной слуховой функцией. М.В. Богданов-Березовский научно обосновывает необходимость развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха как важнейшую задачу их социальной реабилитации. В этом труде он освещает свою практическую работу по развитию слухового восприятия у детей и её результаты. Работа является этапом в развитии комплексного изучения детей с нарушениями слуха. Проблемы изучения людей с нарушением зрения начинают разрабатываться в России в конце XIX века в работах педагогов, психологов, врачей. В периодических изданиях появляются первые работы, касающиеся психического развития людей с нарушением зрения. Среди них значительными являются работы: Г.П. Недлера «Самые несчастные из слепцов» (1889), М. Дюфура «О физиологии слепых» (1894), Г.И. Челпанова «Очерки из психологии слепых» (1894). Авторы поднимают разные проблемы психического развития людей с нарушением зрения и говорят о возможностях компенсации. Г.П. Недлер отмечает глубокое своеобразие психического развития слепых. По его мнению, лишение человека какого-либо важного из внешних чувств влечёт за собой невозможность достижения той степени интеллектуального развития, на которую способен человек с сохранными органами чувств. М. Дюфур рассматривает в своей работе некоторые особенности психофизического развития слепых. Анализируя проблему определения слепыми препятствий на расстоянии, автор отмечает, что это становится возможным в результате активизации слуховой рецепции у слепых. Известный русский психолог [[Челпанов, Георгий Иванович|Г.И. Челпанов]] в результате результаты экспериментального исследования остроты слуха у слепых и способности их к локализации звука в пространстве выявил, что у слепых пороги слуховой чувствительности ниже, чем у н

21.01.2014 10:48:55